Стратегический принцип игры в длинные нарды.

Назим Ахундов
Сообщения: 228

Стратегический принцип игры в длинные нарды.

Сообщение#1 » 21 май 2015, 20:11

Стратегический принцип игры в длинные нарды.

Если всю стратегию сократить до одной фразы, получится: «надо не терять очки». Из этого практические выводы сделать трудно. Поэтому давайте правильно обозначим, что это скорее общий принцип игры или некая суть игры.
Стратегический принцип игры в длинные нарды: Играть надо так, чтобы сохранить все очки, выпавшие на своих зарах и в то же время стараться заставить соперника потерять как можно больше очков, выпавших на его зарах.
Как ни странно, из этого совершенно абстрактного принципа, можно построить стратегическую схему игры. Перейдем к ее рассмотрению.
Стратегия.
Начнем с того, что стратегия игры определяется ее особенностями. Поэтому давайте самые важные из них вспомним:
1. С руки можно ходить только одну шашку (за редким исключением некоторых первых ходов);
2. Нельзя выбрасывать шашки, пока все они не накопятся в доме;
3. Передвижения внутри дома, чаще всего ведут к потере очков.
4. Заводить шашки далеко в дом не выгодно, это чаще всего ведет к потерям очков.
Все это мы изучали подробно. Теперь посмотрим внимательно на доску. Как вы помните, доска состоит из 4 четвертей.
изображение.png

Вспомним также еще раз несколько терминов, важных для дальнейших рассуждений.
Рука. Место начального расположения шашек (часто ее еще называют «голова»).
База. 5 пунктов перед рукой, куда игрок выходит шашки с руки.
Дом. Место, где скапливаются шашки игрока перед тем, как начать выбрасывать в самом конце игры.
Итак, четвертей всего 4. Если говорить, например, о ваших, а не соперника шашках, то четверти расположены так (по направлению движения ваших шашек):
1. Ваша база (в ней расположена ваша рука);
2. Чужой дом (дом соперника);
3. Чужая база (база соперника);
4. Ваш дом.
В разные периоды игры эти четверти имеют разное значение для игры. Попробуем разобраться какое и когда.
Первая, самая простая, в общем и целом верная мысль, это – надо захватывать как можно больше пунктов, чтобы создавать трудности для движения шашек соперника и комфорт для своих передвижений. Однако, в дебюте игры пока еще мало шашек и серьезные проблемы создавать просто нечем. И тут важно играть малыми ресурсами предельно рационально. Занимать не вообще любые пункты, а только самые важные. А какие пункты самые важные? Те, которые создают наибольшие проблемы для соперника! В начале игры самое уязвимое место на доске – это база. Вызвано это тем, что много шашек собрано в руке, и выходить их можно с руки только по одной. Отсюда следует первый элемент стратегии: в дебюте играем в основном в 1 и 3 четвертях, т.е. в своей и чужой базе. Лучше всего помогает этому такой прием: одну шашку ходим с головы, причем меньшую цифру зар, а другое движение делаем шашкой, которая ближе всего к чужой базе, причем большую цифру. Т.е. мы одновременно защищаем свою базу и стремимся как можно быстрее захватить пункты в чужой базе. Этот прием, а также особенности игры в начале партии рассмотрены ранее достаточно подробно и останавливаться на этом не будем.
изображение.png

Стоит отметить лишь один важный нюанс стратегического рисунка игры.
Все более– менее ясно в том случае, когда не удалось сколь– нибудь много пунктов занять в чужой базе (1 или 2 пункта). В этом случае нужно стремиться быстро занять в своем доме лучшие места (это 6, 5 и 4 на выбросе), можно при этом даже пожертвовать позициями в базе соперника и переместить их в дом. Достаточно, как правило, даже одной шашки в базе, которая при этом становится «мостиком» в дом и никаких других функций не выполняет.
Рассмотрим пример.
изображение.png
Так же более– менее ясно, что делать, если вы успели занять более 3 пунктов в чужой базе, в руке соперника при этом еще много шашек. Тогда надо играть на марс: держать осаду до последнего, стараясь «выдавить» последние шашки, защищающие выход с руки и сделать классический марс.
Пример:
изображение.png

что делать в случае, когда в чужой базе занято 3 пункта?
Как мы выяснили, – это баланс на грани равновесия, хотя этот баланс еще зависит от того, какие именно пункты заняты (старшие или младшие). Будем рассматривать случай все же равновесия: 3 пункта и это не все старшие, например выход с руки на 2, 4 и 5. В этом случае нужно смотреть много других факторов:
– общую ситуацию в игре (в тасе, в матче), в частности счет;
– тайминг, если игра идет с контролем времени;
– дефицит ходов (свой и чужой);
– количество шашек в руке;
– уровень мастерства (свой и соперника);
Т.е. в каждой позиции возможен свой вариант развития игры: либо душить базу дальше, либо плюнуть и постараться максимум мест занять в доме. В общем, это всегда решает сам игрок, исходя из собственной оценки позиции на доске: что важнее чужая база или свой дом.
Таким образом, общий стратегический рисунок игры таков:
Стараемся как можно быстрее вывести шашки в игру и, играть сразу в двух направлениях – занимаем пункты в чужой базе и занимаем пункты в своей. Чужой дом на этой стадии игры используется только как транзитное пространство. Занимать там пункты не имеет смысла. Надо стараться двигать шашки максимально эффективно к чужой базе. С другой стороны нельзя допускать разрыва между шашками. В частности, не надо передвигать шашки из чужой базы дальше в свой дом, если еще не исчерпаны ресурсы атаки чужой базы. В начале игры свой и чужой дом имеют тактическое значение, там не идет борьба за пункты на доске и они служат транзитом для продвижения шашек к базам игроков. База – уязвимое место. Если перекрыть 3 или 4 пункта выхода с руки, то мы уже создаем большие проблемы для соперника. Он перестает играть так, как задумал, а старается «выжить», не попасть в марс, однозначно теряет тактическую и позиционную инициативу, а зачастую еще и терпит прямые потери очков. Что полностью соответствует стратегическому принципу игры.
Конечно, есть и нюансы. Во–первых, соперник тоже «не дремлет». И тоже пытается перекрыть пункты на вашей базе. А также защитить свою базу.
Поэтому перед игроком часто стоит много вопросов:
• что выбрать: атаковать чужую базу или строить оборону своей базы?
• как понять, стоит ли дожимать в базе соперника или уже смысла нет, т.е. когда, в какой момент стоит перестроиться из чужой базы в свой дом?
Это уже вопросы тактики игры в тех или иных позициях. Но для понимания общего стратегического замысла игры это будет полезно.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Учебный материал»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Googled и 11 гостей