Эндшпиль. Как правильно играть длинные нарды в окончании игр

Назим Ахундов
Сообщения: 228

Эндшпиль. Как правильно играть длинные нарды в окончании игр

Сообщение#1 » 01 окт 2015, 22:52

НАРДОВЫЙ ЭНДШПИЛЬ
или Правило №5 «Игра делается на выбросе».
В этом разделе изложены основные принципы игры в окончании партии, а также многие из известных тактических приемов игры в окончаниях длинных нард. Ниже дана краткая версия, без подробных объяснений и с небольшим числом примеров. Тем не менее, вся необходимая информация для правильной игры в эндшпиле, на взгляд автора здесь присутствует. На доске при игре в длинные нарды находится 15 шашек, которые должны пройти путь в 24 пункта каждая, итого 360 очков. Это означает, что теоретически каждый игрок должен бросить сумму очков цифр на зарах минимум 360 очков, если не считать игры, где соперник сдается. Однако на практике никогда 360 очков не хватает для окончания игры. Потому, что по ходу игры часто происходит «потеря очков». Число очков, выпавших на зарах и число реально сыгранных при этом игроком очков (пройденное шашками количество пунктов) часто не совпадает. Разницу между этими двумя числами и составляет потери очков. Например: выпало на зарах 385 очков, а игрок произвел движений шашками по пунктам доски 360. Потери составили 25 очков. Потери очков происходят по трем основным причинам:
1. Когда нет возможности на доске сделать ход (или часть хода), по правилам игрок пропускает ход (часть хода) – теряются очки; Возможны также частичные потери очков.
2. В конце игры при выбросе, если уже нет шашек на старших пунктах, по правилам игры надо выбрасывать шашки с младших – теряются очки. Это объективно вызвано правилами игры, и таких потерь редко удается избежать;
image.png
3. Неправильное перемещение шашек в доме и непосредственно перед самым домом.
Правильная игра в эндшпиле преследует целью, в первую очередь и в основном, избежать именно этих ошибок (3 группа), вызванных собственной неправильной игрой.
Механизм этих потерь можно понять на следующем примере:
В позиции на рисунке шашки стоят на пунктах 14 и 15. Для того чтобы выбросить эти шашки, нужно 21 очко.
Предположим первый бросок выпал 6:4. Можно пойти двумя разными способами.
Вариант первый 15-21, 14-18. Вариант второй 15-19, 14-20.
Теперь предположим, что второй бросок - 6:5. Итого 6+4+6+5=21 очко.
Должно хватить для выброса шашек.
image.png
Вариант первый.
image.png

21 очко выпало на зарах, однако выбросить обе шашки не удалось. Игрок потерял 4 очка и в итоге вынужден сделать лишний ход.
Вариант второй.
image.png

А здесь потерь очков не было.

Источник потерь очков - в выбросе шашек с младших пунктов за счет выпадения на зарах старших чисел (4-5-6). Это основная причина потерь. Т.е. зар дает большую цифру, а мы используем только ее часть, соответственно другую часть теряем. Это прямые потери очков. И тут мы подходим к самому интересному.

Как и где теряются очки?

Разделим дом на 2 части:
- старшую зону выброса 4,5 и 6, это соответственно пункты 21, 20 и 19
- младшую зону выброса 1, 2 и 3, это соответственно пункты 24, 23 и 22
image.png
Идеальная схема выброса шашек – это когда все, что выпадает на зарах, удается играть с нужного пункта сразу на выброс. Но такое встречается крайне редко. Даже если все шашки равномерно расположить в доме, нет гарантии, что не придется в какой-то момент вместо выброса «улучшаться» в доме, т.е. скорее всего, терять очки.
Как же избежать потерь? Или хотя бы свести их к минимуму?
Начнем с простого:Потери очков происходят в младшей зоне выброса, если на зарах выпадают большие цифры, а на старших пунктах шашек нет. Значит, при заведении шашек в дом надо стараться заводить их в старшую зону выброса.Вообще все варианты с улучшением, т.е. с движением шашки внутри дома или с заведением шашки сразу далеко в дом чаще всего приводят к потерям очков. За исключением редких случаев. Таким образом, о потерях очков надо беспокоиться уже тогда, когда Вы начинаете заводить шашки в дом.
Сделанный вывод приводит к практической рекомендации:
Рекомендация №1: При выпадении старших цифр на зарах в дом надо заводить шашки, стоящие далеко от дома, а при выпадении младших цифр – те шашки, которые находятся близко к дому. Во всех случаях шашки не должны попадать в младшую зону. Исключение составляют шашки, которые по ходу игры попали в младшую зону вынужденно – из каких-либо тактических соображений в середине игры.
image.png
Рекомендация № 2: При заведении в дом не ставьте шашки так, чтобы была большая разница в количестве шашек в столбиках рядом стоящих пунктов. Лучше всего чтобы количество шашек в старшем пункте превышало соседний столбик меньшей цифры не более чем на 2-3 шашки. Ниже представлено несколько вариантов нерационального построения шашек в доме.
image.png
На этих картинках, на первый взгляд достаточно похожие построения шашек. В обеих позициях до окончания игры нужно 51 очко. Но это только на первый взгляд. На позиции первой картинки сразу три цифры, выпадающие на зарах, будут приводить к потерям очков: 2,4 и 5. Причем потери от отсутствия 5 самые большие. Вторая позиция построена намного лучше. В ней мало слабых мест. Если выпадут тройки, то шашка с позиции шестерки сыграет на позицию тройки, восполнив в какой-то мере дефицит троек. Кроме того, понятно, что потери очков при выбрасывании с тройки намного меньше, чем с двойки и единицы.
Обратите внимание, что если шашек мало на большей цифре – это не зона возможных потерь очков. Например, на второй картинке шестерок всего одна, а пятерок пять шашек. Но шестерки при этом не зона возможных потерь. На этой же картинке единиц четыре шашки, а двоек две. Здесь опять же двойки – не зона потерь очков.
image.png
Рекомендация № 3: Если у вас есть шашка, соответствующая тому, что выпало на зарах, то эту шашку надо выбрасывать. Никакие улучшения вместо прямого выброса не приносят пользу и не могут быть лучше. Рекомендация эта основана на отсутствии потерь при таком выбросе шашки.
Однако из этой рекомендации есть несколько исключений: Эти исключения относятся к случаю, когда в старшем пункте в доме всего одна шашка.
image.png
На этих картинках даны два примера. В обоих зеленым цветом помечен более рациональный вариант хода. В некоторых случаях в окончаниях игры необходимо учитывать и ситуацию на доске. Ниже дана позиция, в которой выбор хода обусловлен не правильной схемой «улучшения», а тем, что у них на доске останутся 3 шашки, а следующий ход уже последний. Дело в том, что у черных три шашки, из них две они выбросят (если не выпадет куш) и останется только одна шашка на единичке. Итак, белые могут выиграть следующим ходом только если бросят куш, иначе 3 шашки не выбросить. На доске 15 пипсов. После хода 2:1 останется 12 пипсов. Это говорит о том, что белых могли бы спасти куши: 6:6 (24 очка), 5:5 (20 очков), 4:4 (16 очков) и 3:3 (12 очков). Если с 6:6, 5:5 и 4:4 помогли бы даже до хода 2:1, то про 3:3 надо подумать как раз этим ходом! Поэтому ходим 20-22, 21-22 (под куш 3:3), чтобы увеличить шансы на выигрыш.
image.png
Исходя из вышерассмотренных примеров и понятия «потери очков», можно предложить еще одну рекомендацию.
Рекомендация № 4
: Если выпадают младшие цифры (единички и двойки), по которым непосредственно шашки выбросить нельзя, то стоит внимательно посмотреть, возможно, их рациональнее использовать на исправление зон потерь очков.
Пример.
image.png
В позиции на картинке выше, зары показали 1:1. Это всего 4 очка. Причем выбросить можно только одну шашку. В этой позиции лучше пожертвовать выбросом и исправить перекос на старших пунктах: 19 и 20. Ходим 3 раза 19-20 и одну шашку с 22 на 23. Сравните получившуюся после такого хода позицию с начальной. Если выпадет хотя бы две пятерки, Ваша жертва окупится сторицей. А если 5:5 – то, возможно, этот ход окажется просто решающим! Еще один очень похожий пример:
image.png

Здесь напрашивается ход 15-19. Но, во-первых, тогда удастся завести только 1 шашку, а во-вторых, мы еще увеличим вероятность потери очков. Причем в первую очередь при выпадении на зарах пятерок. Поэтому лучше сходить 14-16, а два движения использовать для снижения риска потерь при бросках пятерок. В итоге получим позицию, в которой практически нет возможностей потери очков.
image.png
Еще один пример.
image.png

Здесь вместо 13-17, 17-18 лучше сыграть 13-17, 19-20 и риск потерь очков при выпадении пятерок сведется практически к нулю.
Полезно разобраться еще с одним вопросом, без которого понимание правильного построения шашек в доме будет неполным.
Вернемся непосредственно к потерям очков и рассмотрим несколько примеров.
image.png

В первом случае бросок 5:4 (9очков), а ход 23-*,24-*, т.е. на 3 очка. Итого потери 6 очков. А во втором случае бросок 2:3 (5 очков) и ход 22-*, 23-*, т.е. 5 очков, а значит, потерь очков нет. Получается, что потери зависят не только от положения шашек, но и от того, что выпадет на зарах. Однако, правильная игра в длинные нарды, точно так же, как и в короткие, строится на статистических понятиях и вероятностях. Поэтому, попробуем вычислить средние потери:
image.png
Видно, что наибольшие потери происходят, когда шашка попадает в пункт 24 (единица на выброс). Потери очков с пункта 19 (шестерка на выброс) равна нулю. Однако, именно это пункт наиболее опасен с точки зрения потери очков, если на доске нет пятерок. Потому, что тогда шашку приходится перемещать на позицию 1 (пункт 24), где она принесет в среднем 2,5 очка потерь. Соответственно потери от шашки в пункте 20 (пятерка на выброс) велики, только если нет четверок, и шашку приходится переносить на пункт 24 (единица на выброс).
Составлять инструкции на все случаи нардовой партии нецелесообразно. Во всяком случае, автор не ставит перед собой такую цель. Если Вы усвоите основные понятия и логику некоторых «правил» и рекомендаций, то со временем научитесь нестандартные ситуации разрешать самостоятельно.
Поэтому ограничимся несколькими примерами.
image.png

В этой позиции черные сильно отстают по пипсам, но сумели занять выгодную позицию. Видно, что у черных большой запас ходов, и они не скоро откроют пункты 15, 16, 18, 21-23. Потери ходов белых здесь неизбежны. Поэтому тем обстоятельством, что улучшение в доме – это потери очков можно пренебречь! Удачно выпавший куш стоит использовать на перемещение шашек с пункты 19 на пункт 24. В пункт 24 попасть можно только при выпадении пятерки. А вот в пункт 19 можно попасть при выпадении 2 (с пункта 17), 5 (с пункта 14) и 6 (с пункта 13). И еще. Очевидно, что черные будут уходить в первую очередь с пунктов 15, 16, потом 18 и т.д. А значит, на пункт 19 попасть еще будет много шансов. Лучше пока переместить все свободные шашки на пункт 24.
Рекомендация № 5: Борьба за то, чтобы не терять очки в конце игры начинается еще в середине игры. Как только становится ясным, что серьезных шансов поставить марс сопернику, перекрыв все ходы с его головы нет, немедленно надо начать борьбу за места в доме - в дом надо заводить шашку при первой же возможности, за редким исключением, когда есть очень важные цели в других местах доски.Для наглядности рекомендации рассмотрим один очень популярный среди опытных игроков прием, когда в доме соперника перекрываются все пункты, кроме одного, так, чтобы он накапливался там, откуда можно выбросить шашку, только если на зарах выпадет цифра шесть. Это еще иногда называют «посадить на шестерку». Позже особенности этого приема мы изучим подробно, т.к. он один из важных эффективных тактических приемов игры. А пока констатируем – избегайте попадания в такую «ловушку»
image.png

В этой позиции шансы белых выиграть равны примерно 70%. Именно поэтому во время игры очень важно не допустить такой ловушки. Это первый и очень важный довод к тому, что надо обязательно занимать пункты в доме. Мы уже установили, наибольшие потери очков будут тогда, когда на старшем пункте намного больше шашек, чем на следующем меньшем. Поэтому очень важно занять пункты рядом друг с другом. Особенно ценные пункты, с которых выброс производят по цифрам 5 и 4. Чем больше и удобнее для построения на выброс пунктов Вы займете в своем доме, тем больше шансов на победу при прочих равных условиях.
Если вы неудачно заняли пункты в доме, то и накапливаться будете неудачно.
изображение.png

На этом примере видно, что борьба за очки в самом конце игры формируется еще в середине ее.
Рекомендация № 6: В самом начале игры (в дебюте) борьба ведется за тактические цели – места в своей и чужой базах. Старайтесь определить момент, когда уже имеет смысл перестраиваться на максимально удобный захват пунктов в своем доме и перекрытие возможностей соперника в его доме.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Учебный материал»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 23 гостя