Турниры на СмартНардах! И не просто турниры, а фриролы! Подробнее ЗДЕСЬ

ТАПА (Πλακωτό) (Правила игры)

bgman
Сообщения: 9

ТАПА (Πλακωτό) (Правила игры)

Сообщение#1 » 29 июл 2018, 22:38

Из книги "Давайте поиграем в нарды!" (2 часть)


Это весьма популярная игра наБлижнемВостоке (Турция, Ливан, Сирия) и на Балканах (Болгария, Македония). В Турции и Греции ее называют еще «Плакото», причем в Греции часто проводят турнир «Тавли», который состоит из трех игр: «Короткие нарды», «Гульбара» и «Тапа». В интернете в «Тапу» можно сыграть в режиме он-лайн на Для просмотра ссылок Вы должны быть авторизованы на форуме., либо на компьютерной программе «Palamedes»(ее легко можно найти в интернете).

Расположение и движение шашек показано на рисунке-1.

Игра очень похожа на «Длинные нарды», за исключением всего двух отличий. Первое – с головы (поле «1» для белых и «24» для черных) можно снимать за один ход сколько угодно шашек. Второе, главное, отличие от классических «Длинных нард» – если шашка игрока встанет на поле, занятое одиночной шашкой соперника, то шашка соперника остаётся под шашкой игрока, становясь пленной (заблокированной, обездвиженной).



На плененную шашку соперник может расположить сколько угодно своих шашек. (В «Palamedes» на пленную шашку нельзя расположить более четырех своих шашек – интересный нюанс, заметим.)

Пленная шашка может начать ходить лишь тогда, когда с нее уйдут все шашки соперника. Пленить разрешается лишь одиночную шашку. Также нельзя вставать на поле, на которой одиночная шашка соперника «пленила» вашу шашку.

Покажем пример партии - рисунок-2.

Пусть ход у белых, и у них выпало 3-2.

Белые, используя значение кости 2, могут пойти 11/13 (то есть шашка с поля «11» идет на поле «13») и пленить черную шашку (потому что она одиночная), но не могут пойти 11/14 (значение кости 3), так как черная шашка на поле «14» не считается одиночной (она сама пленила белую шашку).

Допустим, что ход у черных, и выпало 6-2. Черные могут пойти 13/7 (значение кости 6) и пленить белую шашку. При этом черные не могут пойти 13/11 (значение кости 2), но зато могут пойти 16/14. Заметим, что черная шашка на поле «11» сможет пойти лишь в том случае, если две стоящие над ней белые шашки уйдут с этого поля.

Что сказать в общих словах о стратегии? Чем ближе к голове соперника удастся пленить шашку соперника, тем лучше. И, конечно же, не позволять это же сопернику. По этой причине в начале партии следует ходить таким образом, чтобы при выпадении у соперника старших кушей (4-4, 5-5, 6-6) он не мог пленить вашу шашку.

Покажем маленьких пример. Пусть в самом начале игры первыми ходят белые, у них выпало 5-3. Белые решили как можно быстрее снять с головы свои шашки и потому сходили сразу двумя: 1/4 и 1/6. Рассмотрим рисунок -3.

Эти ходы очень опасны – если у черных выпадет куш 5-5, то они сразу пленят шашку на поле «4»; если выпадет куш 6-6, то черные пленят шашку на поле «6». Пленение любой из этих двух шашек прямо в доме черных означает для белых поражение (при дальнейшей правильной игре черных, разумеется). По этой причине правильный ход для белых: 1/6 и 6/9.

Представим, что белым повезло, и у черных выпало 6-1. Черные решили снять с головы лишь одну шашку: 24/17. Позиция показана на рисунке-4. Этот ход уже очень опасен для черных: если у белых выпадет 4-4 или 6-5, то они могут пленить эту черную шашку. А как тогда черным ходить? К сожалению для черных, любые другие ходы еще опаснее, поэтому в данном случае они сходили правильно.

Практика показала, что идти вперед своими шашками следует очень осторожно и лучше всего парами, поэтому в этой игре особенно ценятся куши. Чем ближе снятая шашка с головы у своей головы, тем опаснее, поэтому если и ходить одиночной шашкой от головы, то желательно как можно дальше. Если есть возможность в самом начале партии расположить две свои шашки (на одном поле) вблизи головы соперника, то это следует непременно делать.

Из-за встречного движения шашек практически не встречаются марсы (это недостаток игры). Обратим внимание, как уже в начале партии из-за неудачных костей один игрок может получить резкое преимущество над другим, поэтому, что бы не говорили, в «Тапе» случай очень велик. Например, может случиться, что сопернику уже в начале партии может удачно выпасть какой-нибудь большой куш (4-4, 5-5, 6-6). С этим невозможно бороться. Может стоит ввести одно ограничение – при выпадении куша одна шашка не может сделать более двух ходов подряд?

Для просмотра ссылок Вы должны быть авторизованы на форуме. Для просмотра ссылок Вы должны быть авторизованы на форуме. Для просмотра ссылок Вы должны быть авторизованы на форуме. Для просмотра ссылок Вы должны быть авторизованы на форуме.

Вернуться в «Учебный материал»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость